Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A
07.03.02 Реконструкция и реставрация архитектурного наследия
Образовательная программа: «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия»

Формы обучения: очная 
Язык обучения: русский
Срок обучения: 5 лет

Руководитель образовательной программы: 
Балакина Алевтина Евгеньевна, 

кандидат архитектуры, член Союза Архитекторов Российской Федерации, Почетный работник Высшего профессионального образования, Почетный архитектор России, Почетный строитель России

Институт: Институт архитектуры и градостроительства (ИАГ) 
Телефон: 8(495)-287-49-14, доб. 3100 
E-mail: pz@mgsu.ru
     

Поступление в 2024 году:
На базе среднего общего образования (школа):На базе СПО (колледж):
1. Архитектурный рисунок (дополнительное ВИ)
2. Архитектурная графика (дополнительное ВИ)
3. Математика (профильный уровень)
4. Русский язык
1. Архитектурный рисунок (дополнительное ВИ)
2. Архитектурная графика (дополнительное ВИ)
4. Русский язык

Количество мест в 2024 году:
  • Бюджетные места - 25 мест
  • Платные места:
    • для граждан РФ - 50 мест;
    • для иностранных граждан и лиц без гражданства - 15 мест.
Стоимость обучения - информация будет размещена к 1 июня 2024 г.

Информация об образовательной программе:


О программе
Реконструкция и реставрация архитектурного наследия имеет своей целью сохранение историко-культурных ценностей в сложившейся архитектурной среде. Достижение этих целей требует последовательного решения ряда задач, основные из которых:
  • Выявление ценности элементов исторического наследия; 
  • Композиционная увязка старого и нового при реконструкции; 
  • Решение инженерных, градостроительных, социальных проблем, возникающих при преобразовании исторически сложившейся среды.
Таким образом, «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» – направление подготовки, выпускники которого занимаются восстановлением исторической архитектурной среды, в том числе:
- определяют значимость объектов исторической застройки в историко-культурном наследии общества, способы их сохранения; 
- создают проекты реконструкции исторических зданий и сооружений для соответствия их современным требованиям; 
- согласуют деятельность проектировщиков, заказчика, органов охраны историко-культурного наследия и других заинтересованных лиц при разработке проектов; 
- контролируют и оценивают результаты реализации реставрационных работ.

Сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие образовательную программу «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия», могут осуществлять профессиональную деятельность:
  • изучение объектов сложившейся исторической застройки для определения их значимости в историко-культурном наследии общества, методов и приемов их охраны и сохранения, потребности в работах по их реконструкции или реставрации;
  • проектирование реконструкции объектов сложившейся застройки для ее преобразования с учетом современных требований материально-пространственной среды жизнедеятельности человека и общества; 
  • участие в проектировании реставрации объектов культурного наследия с целью их сохранения и приспособления для современного использования; 
  • анализ и оценку результатов проектной деятельности и выполнения работ по реконструкции объектов сложившейся исторической застройки и реставрации объектов культурного наследия; 
  • работа в органах государственной власти и общественных организациях в сфере охраны и использования объектов культурного наследия и исторически сложившейся застройки.

Конкурентные преимущества программы
Большое количество объектов культурного наследия (ОКН), архитектурных памятников, ансамблей требует пристального внимания и постоянной заботы об их состоянии. В стране также очень много объектов ХХ века, не обладающих статусом ОКН (промышленные, транспортные объекты (вокзалы, аэропорты и пр.), общественные здания), но требующих реконструкции для дальнейшего использования. Поэтому сегодня перед сферой реконструкции и реставрации архитектурного наследия в России поставлены важные и амбициозные задачи по сохранению и адаптации к современным требованиям огромного количества зданий с использованием современных технологий. В данной области открываются широкие перспективы, большой рынок труда, что формирует необходимость в соответствующих кадрах.

Учебный процесс
Программа «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» подготовлена при участии лидеров индустрии, практикующих реконструкторов-реставраторов, позволяет практически реализовать требования ФГОС ВО по направлению подготовки 07.03.02 Реконструкция и реставрация архитектурного наследия (уровень образования – бакалавриат) как федеральной социальной нормы в образовательной и научной деятельности Университета, учитывая при этом особенности научно-образовательной школы Университета, а также актуальные потребности рынка труда. 
Программа «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» имеет своей целью приобретение обучающимися квалификации бакалавр, а также формирование компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в области реконструкции и реставрации архитектурного наследия. Она нацелена на:
  • формирование у выпускника универсальных, общепрофессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 07.03.02 Реконструкция и реставрация архитектурного наследия. (уровень образования – бакалавриат);
  • формирование у выпускника профессиональных компетенций в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;
  • удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, позволяющее выпускнику успешно саморазвиваться, реализовать свой потенциал в избранной сфере профессиональной деятельности, обеспечить социальную мобильность и устойчивость на рынке труда; 
  • достижение высокого уровня подготовки выпускников, обеспечивающего их востребованность и конкурентоспособность на рынке труда.
Модули программы сгруппированы в следующие блоки:
  • Блок 1 «Дисциплины (модули)»
    • Обязательная часть (цикл дисциплин (модулей) "Проект"; цикл дисциплин (модулей) общегуманитарный; цикл дисциплин (модулей) художественно-графический; цикл дисциплин (модулей) общеинженерный); 
    • Часть формируемая участниками образовательных отношений (цикл дисциплин (модулей) "Проект"; Ццикл дисциплин (модулей) общегуманитарный; цикл дисциплин (модулей) общеинженерный);
  • Блок 2 «Практика»
    • Обязательная часть + Часть, формируемая участниками образовательных отношений;
  • Блок 3 «Государственная итоговая аттестация».
При подготовке программы «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» решены следующие задачи:
  • создание рациональной, методически выстроенной последовательности формирования компетенций выпускника путём освоения обучающимся дисциплин, практик и других элементов образовательной программы;
  • обеспечение условий для развития у студентов социально-личностных качеств;
  • обеспечение возможности достижения эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании в области реконструкции и реставрации архитектурного наследия;
  • обеспечение академической мобильности обучающихся, обеспечение единства общероссийского образовательного пространства подготовки выпускников в области реконструкции и реставрации архитектурного наследия;
  • методического обеспечение текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для объективной оценки фактического уровня освоения компетенция и достижения поставленных результатов обучения в процессе освоения обучающимися образовательной программы;
  • создание комплекса методических материалов для осуществления образовательного процесса и организации самостоятельной работы обучающихся.

Практики
Во время обучения студенты проходят практику в ведущих российских и международных компаниях-партнерах программы, активно взаимодействуют с практикующими экспертами (Департамент Культурного наследия, Филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» НИИТИАГ, ЦНРПМ (центральные научно-реставрационные проектные мастерские), АО институт «Спецпроектреставрация», ОАО «Моспроект-2», ООО «ПСК Наследие», ООО «АРМфорос», ООО «Ресстрой», ООО «Энергопроект-7» и др.). Взаимодействие осуществляется посредством проведения программ практик, гостевых лекций, посещения компаний (в том числе дистанционно), участия в выставках, конкурсах и других информационно-образовательных мероприятиях области. 
Обучающиеся под руководством преподавателей находятся в постоянном взаимодействии с представителями государственных и общественных организаций реконструктивно-реставрационной и архитектурно-строительной отрасли, ведущими международными и российскими компаниями.

Карьера
Объектами профессиональной деятельности выпускника программы «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» являются сложившаяся историческая материально-пространственная среда жизнедеятельности человека и общества с ее компонентами (исторические поселения, сложившаяся историческая городская застройка, исторические ансамбли, памятники архитектуры и их комплексы) и процессы ее сохранения, приспособления, преобразования в соответствии с современными общественными потребностями. 
Сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программы «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия», могут осуществлять профессиональную деятельность:
  • изучение объектов сложившейся исторической застройки для определения их значимости в историко-культурном наследии общества, методов и приемов их охраны и сохранения, потребности в работах по их реконструкции или реставрации; 
  • проектирование реконструкции объектов сложившейся застройки для ее преобразования с учетом современных требований материально-пространственной среды жизнедеятельности человека и общества; 
  • участие в проектировании реставрации объектов культурного наследия с целью их сохранения и приспособления для современного использования; 
  • анализ и оценку результатов проектной деятельности и выполнения работ по реконструкции объектов сложившейся исторической застройки и реставрации объектов культурного наследия; 
  • работа в органах государственной власти и общественных организациях в сфере охраны и использования объектов культурного наследия и исторически сложившейся застройки.
В ходе обучения и участия в практических работах обучающиеся получают необходимые компетенции, контакты, поддержку, рекомендации для работы в крупных российских и международных компаниях, государственных учреждениях, научно-исследовательских организациях.